Экономической коллегия ВС РФ вынесено решение по делу № 304-КГ1617592, которым существенным образом ограничивается возможность обжалования действий госзаказчика в антимонопольном органе в рамках Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее – Закон, Закон о закупках).
В решение приводится позиция, что действия госзаказчика могут быть обжалованы лишь в случаях прямо поименованных в части 10 статьи 3 Закона. Так, Судом указано, что: «участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
- неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
- предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
- осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы».
Рецепция данного подхода уже наблюдается и в практике судов Северо-Западного округа, так предприятие ЛОГП «Ленфарм» (дело №А56-
Таким образом в случае, если действия или бездействие заказчика не подпадают под условия, которые приведены выше – такие действия могут быть обжалованы только в судебном порядке. Данный подход идет вразрез с существовавшей долгое время практикой, когда антимонопольные органы принимали решения практически по всем проблемным ситуация связанным с госзаказом.
1324/2017) добилось признания незаконными ряда предписаний Санкт-Петербургского УФАС именно на основании отсутствия у антимонопольного органа компетенции рассматривать подобные жалобы.
Можно констатировать, что нас ожидает явление, которое должно кардинально изменить практику в области государственных закупок, поскольку ограничение обжалования повлечет значительный рост исков о признании незаконными действий/бездействия госзаказчиков. Будем надеяться, что это будут изменения к лучшему.
С уважением,
Алексеев Артем Геннадьевич, адвокат
АК «АТТИКУС».